Памятка для танцовщиц, преподавателей и не только
Восточный танец вызывает интерес не только у публики, владельцев ресторанов и потенциальных учениц, но и у прессы. Как ни странно, даже при нынешней сумасшедшей моде на танец живота эта тема все еще остается экзотической. Самые разные печатные издания и телепередачи не прочь обратиться к ней, чтобы добавить изюминку в очередной выпуск. Поэтому, дорогие танцовщицы и преподаватели, а также просто любители восточного танца, нам всем надо быть готовыми к тому, что однажды перед нами появится журналист с диктофоном, фотоаппаратом, и бойкими вопросами. Эта небольшая памятка поможет вам использовать такую ситуацию себе на пользу и уж во всяком случае, не оказаться застигнутыми врасплох. Поскольку я имею счастье представлять обе профессии - и танцевальную, и журналистскую, мне бы хотелось помочь двум профессиональным сообществам наладить диалог. Часто приходится читать или видеть материалы с досадными ошибками и недоразумениями, которых могло бы и не быть. Эту памятку я сделала на основе удачных и неудачных примеров, собственного опыта участия в создании материалов СМИ (как в качестве журналиста, так и в качестве эксперта) и с использованием знаний в области общественных коммуникаций. Надеюсь, она пригодится не только людям танцевального мира: эти рекомендации по общению с прессой могут быть адаптированы для представителей многих других профессий. Пункт 1: Будьте доброжелательны к прессе "Мой секрет в том, что я всегда была очень любезна с журналистами. Всегда!" - Луиза Фреверт Луиза Фреверт была руководителем датской школы восточного танца в Копенгагене в течение 16 лет. В ее квартире есть стены, полностью занятые красиво обрамленными коллажами из газетных вырезок, в которых говорится о ней и ее школе. Конечно, под стекло попали не все публикации, а только лучшие. Сейчас она оставила школу на одну из своих учениц, а сама полностью переключилась на политическую карьеру. Во многом она приписывает свой жизненный успех искусству общения с журналистами. Действительно, нет никакой причины вступать в конфронтацию с журналистом. Вы оба профессионалы, вы оба на работе. Он хочет сделать интересный материал, вы хотите показать себя и свою деятельность в хорошем свете. Восточный танец - довольно мирная в этом смысле тема, поэтому ваши интересы, скорее всего, не противоречат друг другу. Даже если вы невысокого мнения о прессе, если у вас с утра болит голова или плохое настроение, будьте вежливы с тем репортером, который пришел к вам. Он не только профессионал, но и человек. Он и без вашей помощи сделает свою работу, но его личная обида или злость может придать материалу нежелательный оттенок. Дружите! Дружба не только приятна, но и полезна.
Пункт 2: Будьте хорошей картинкой "Мужчина, собираясь на встречу, думает о том, что он скажет. Женщина, собираясь на встречу, думает о том, что она наденет" - мудрость Танцовщица для журналиста - это, главным образом, интересная картинка. В отличие от среднестатистического финансового эксперта или юриста, любая танцовщица оживит и украсит собой эфир или печатную полосу, и это важнейшая причина для журналиста браться за тему. Даже если вы забудете памятку и наговорите страшных глупостей, это все-таки не так важно. Но костюм, макияж, прическа и выражение лица должны быть идеальными. Тело тоже потребует внимания и даже макияжа, если где-то возник синяк или прыщ. К сожалению, фото- и видеокамера обычно делают людей больше и толще. Оцените себя: возможно, стоит пару-тройку дней перед съемкой посидеть на диете, или хотя бы исключить из рациона соль и ограничить количество жидкости. Телесъемки: помните, что софиты телестудии - это не мягкое освещение ресторана. Они не только выявляют ошибки в макияже, но и очень сильно греют. Если вы не в прямом эфире, съемки могут оказаться довольно долгими, и лицо заблестит. Нанесите на лицо тональный крем, пусть даже обычно вы им не пользуетесь, и слой пудры. В театральных магазинах можно найти специальную антиблесковую пудру Kryolan - она может здорово помочь. На некоторых передачах вам поможет накраситься гример, но не на каждой. Берите косметику и зеркало с собой. Пункт 3: Будьте готовы! "Интервью? Ой, конечно хочу! Только я не знаю, что надо говорить!" - из журналистской практики Главная мысль: у вас должна быть своя задача, когда вы идете на контакт с журналистом. Главная мысль, которую вы хотите донести до аудитории. С этой главной мыслью вы приходите на встречу, повторяйте ее в разных вариантах при обсуждении любого вопроса. Мысль должна быть интересная для всех и полезная для вас. Примеры: Танец живота - это новый, женственный фитнес! Танец живота - это красивое хобби! Школы танца живота - это женские клубы! Знайте вашего собеседника: не всегда журналист возникает внезапно. Обычно с вами свяжутся заранее, чтобы договориться о встрече. Узнайте, о чем хочет написать или снять репортаж журналист, как он видит эту тему. Обговорите и скорректируйте его подход. Заранее почитайте этот журнал, посмотрите передачу, чтобы примерно представлять, чего от вас хотят и ждут, и что вы можете сказать этим людям. Понятно, что газету "СПИД-Инфо" и передачу "Третий Глаз" будут интересовать несколько разные вопросы. Домашние заготовки: в подверстке ниже подобраны самые стандартные вопросы и темы, которые могут возникнуть в беседе с журналистом. Даже если встреча пока не намечается, имейте их в виду, поразмышляйте. Когда на вас неожиданно налетят с вопросами, вы сможете ответить сходу. В любой статье должна быть изюминка, так предложите изюминку сами! Помните, что ответы журналисту - это не экзамен, это шоу! Запоминайте интересные факты и случаи, цитаты. Придумывайте их сами, наврите что-нибудь веселое, в конце концов! Иначе наврут про вас, и вам это может не понравиться. Информационные материалы: укажите журналисту русские или иностранные танцевальные сайты, информации с которых вы доверяете. Напишите их названия. Если возможно, сделайте даже распечатки тех материалов, которые считаете нужными. Вы пишете сами? Отлично! Сделайте своего рода пресс-релиз: краткий текст о танце, о своей школе, своем семинаре, концерте, о себе, в конце концов, и дайте журналисту. По опыту распространения пресс-релизов могу сказать, что часто журналисты не сильно себя утруждают сочинением, а просто списывают релиз - своими словами или подчистую. Да, вы сделаете чужую работу. Зато в прессу попадет то, что вы хотите. Группа поддержки: Если вы чувствуете себя неуверенно, несмотря на всю подготовку, возьмите с собой кого-нибудь. Это может быть администратор вашей школы, представитель вашей профессиональной организации, агент, который устраивает ваши выступления. Танцовщица не обязательно должна уметь говорить, а эти люди общаются на танцевальные темы постоянно. Они не постесняются вас хвалить, задавать вопросы журналисту или требовать от него чего-либо, помогут заполнить паузы, решить организационные вопросы. Фотографии: Не все печатные издания организуют свою съемку, некоторые просят предоставить фотографии. Имейте на этот случай дополнительные фотографии, которые вы считаете удачными и которые вам будет не жаль отдать безвозвратно. Понимаете, журналист и рад был бы вам вернуть снимки, но в суматохе редакции они вполне могут куда-то завалиться. Или кто-нибудь стащит их себе на память. Ведь вы такая красавица!
Вопросы, которые чаще всего задают журналисты: 1. Откуда пришел этот танец? - пожалуйста, воспользуйтесь дружественными ресурсами, чтобы давать правильную информацию об истории танца. Иначе журналист придумает все сам, и вы прочтете, что своими глазами видели, как Клеопатра танцевала беллиданс для Марка Антония. 2. Говорят, что танец полезен для здоровья? - будьте готовы сказать пару слов о теории, и, желательно, несколько примеров из собственного и чужого опыта. Скорее всего, будут спрашивать о женском здоровье и беременности. Я иногда отвечаю, что это танец для бухгалтеров и офисных работников - чтобы растрясти попу и разогнуть спину. Получается забавно и правдиво. 3. Что-нибудь о сексе - в зависимости от разухабистости издания могут спросить, как это связано со стриптизом, стало ли больше нравиться мужу с вами, что вы чувствуете, когда танцуете итд. Обдумайте эту тему заранее, чтобы не мычать потом в камеру или не сказать случайно то, о чем потом пожалеете. 4. Может ли каждая женщина научиться танцу живота? - почему-то это популярный вопрос. Варианты: "Как долго нужно учиться танцу живота?", "Сколько вы учились…?", "Сложно ли научиться?", "Как вы начали танцевать?" Что-то об учебе. Заготовьте ответы по своему вкусу, только не односложные: "Да, каждая", "Два месяца", "Три года", "Несложно". Дайте волю фантазии. Обычно танцовщиц недолго мучают расспросами, поэтому не волнуйтесь! Больше улыбайтесь в объектив!
Пункт 4: Контролируйте процесс со своей стороны "Пока снимали, она была счастлива, чувствовала себя звездой передачи. А когда мы увидели, что получилось, то ахнули…Они сделали из всего этого "клубничку": например, засняли ее с голой грудью, пока она переодевалась. Показали на всю страну. Было очень досадно" - из практики общения с прессой Этот случай действительно был пару лет назад с одной из танцовщиц. Здесь журналисты в своем стремлении сделать интересный материал (см. Пункт 1) пошли на ущемление интереса танцовщицы показать себя в выгодном свете (см. Пункт 1). К сожалению, вы не сможете вполне контролировать работу журналиста. Но контролировать, и тем самым до определенной степени обезопасить себя - вполне в ваших силах. Не говорите и не показывайте лишнего. Если не знаете, как ответить - ответьте просто, односложно и улыбайтесь. Из того, что вы скажете случайно, для эфира могут выбрать самый неудачный для вашего образа кусочек. Пусть зададут подходящий вопрос - тогда отвечайте уверенно и подробно. Хорошо подберите костюм, проверьте со всех сторон, убедитесь в том, что даже если оператор будет снимать лежа на сцене, в камеру не попадет ничего такого, что вы предпочли бы скрыть. Я так однажды попалась. Когда нас с несколькими другими танцовщицами пригласили на передачу "Большая стирка", я хотела скрыть свое волнение перед камерой. Лицо и руки я контролировала вполне, но ноги, ноги! Когда я увидела в эфире кадр, где я нервно перебираю и постукиваю пальцами ног по полу, две эмоции охватили меня - досада, что ноги мои живут своей жизнью, и восхищение перед оператором - "Ай да оператор! Какой кадр поймал, подлец!" Пункт 5: О друзьях и о врагах "При всем моем уважении к NN, я хочу сказать, что она…" - почему-то так обычно начинаются все самые гадкие сплетни и нелицеприятные высказывания. О друзьях: Когда у вас берут интервью, вы - звезда. Но за каждой из нас стоят люди или организации, которые нас поддерживают: школа, профессиональное объединение, наши учителя, ученики, соратники. Есть события - конкурсы, фестивали, концерты, мастер-классы, к которым нужно было бы привлечь внимание через СМИ. Хорошо, если вы найдете повод упомянуть о них. Сказать что-то о людях не представляет сложности. Что касается мероприятий и организаций, журналисты (особенно столичные - с региональной прессой пока еще приятно работать) очень трепетно относятся к этой теме. Каждый лишний ваш вздох кажется им поводом для обсуждения коммерческих аспектов дела, поэтому они постараются вырезать все упоминания, за которые вы не заплатили, или на которые нужно тратить время и силы, чтобы обсудить возможность упоминания с редактором, отделом маркетинга или другими ответственными лицами. Решения могут быть разными. Самое простое - попросите представить вас как члена такой-то организации. В таком случае заранее посоветуйтесь с руководителями этой организации о том, что вы будете и чего не будете говорить. Также, если возможно, привяжите ваши "домашние заготовки" из забавных фактов и историй к названиям организаций и событий, чтобы их было трудно вырезать из контекста. Замечательно, если вы говорите в прямом эфире - тут уж вас никто не сможет "порезать". У меня был опыт упоминания всех, кого хотелось, в течение трехминутного эфира в "Утре" на НТВ - и все остались довольны, хотя сначала мялись и пытались запретить. Так что все возможно. О врагах: Основная масса журналистов - внешние по отношению к танцу люди, и даже если в нашей танцевальной тусовке есть проблемы и трения, их это не интересует, и вас об этом не спросят. Если спросят - скажите доброе слово или уйдите от ответа. Не говорите по своей инициативе плохо о танцевальных людях, которые, по вашему мнению, неправы, о явлениях, которые плохи. Лучше вообще ничего о них не говорите. Большая часть публики воспринимает информацию поверхностно. Поэтому, во-первых, если вы будете злословить о ком-то, то в памяти аудитории, скорее всего, именно вы останетесь злой и недовольной женщиной. Если будете опровергать мнение, что все танцовщицы - стриптизерши, публика запомнит только часть о том, что танцовщицы - это стриптизерши. Во-вторых, в нынешней информационной ситуации почти любое упоминание в СМИ о человеке, марке, фирме идет в плюс ему, вне зависимости от контекста. Не хотите работать на врага? Молчите о нем! Пункт 7: Помогите журналисту сделать грамотный материал "Наша тема довольно специфична. Хотите, я помогу вам проверить статью до того, как она выйдет, чтобы там не было ошибок?" Этой фразой, сказанной дружелюбным тоном, один опытный PR-специалист (и, по совместительству, моя мама) добивается предварительного просмотра журналистского материала практически всегда. Даже в тех ситуациях, когда такой проверки в принципе не может быть. На самом деле никто, даже журналист, не хочет позориться некачественной работой. Поэтому если вы предложите свою помощь, вам, скорее всего, пойдут навстречу и будут благодарны. Конечно, просмотреть можно только материал, предназначенный для печатной прессы. Телевидение вас в свою кухню не допустит, но и "телекам" можно существенно помочь - напишите им шпаргалку, научите их правильно произносить нужные танцевальные термины и восточные имена! Что нужно проверить прежде всего: а) Название танца - посмотрите, правильно ли написано слово беллиданс! Пишут и бэллиданс, биллиданс, и бальданс, и бельданс, и чего только не пишут! Лучше, наверное, это слово вообще не употреблять, ведь русское "танец живота" - точная калька с английского слова. Обсудите с журналистом, какое название танца вы хотите, чтобы было в материале, обоснуйте, почему. Проверьте, как он это написал ("ракс шарки", "ориенталь", "восточный танец" - пишется так). Скорее всего, редактор в этой теме не разбирается, и неправильное название пройдет через его правку. б) Все имена и псевдонимы - часто пресса делает дурацкие ошибки даже в простых русских фамилиях, а уж восточные псевдонимы и имена могут оказаться настоящей проблемой! Вчитайтесь в них по буквам, поправьте, не оставляйте на "авось". Возможно, вырезки с этими публикациями будут храниться у вас и ваших друзей много лет? Так пусть ничего в них не раздражает. в) Идиотизмы технического и исторического толка - если журналист пишет что-то от себя, например, репортаж с вашего занятия, там могут быть неграмотности в техническом описании движений, наименовании мышц, хореографических терминах - в чем угодно! Исторические факты могут также несколько исказиться в изложении. г) Подписи под фотографиями - бывает путаница всех сортов. Конечно, сверстанную полосу вам не покажут, но хотя бы текст подписи для каждой фотографии вы можете одобрить. Убедитесь, что вы говорите об одних и тех же фотографиях! Бывают случаи, что подписи правильные, фотографии правильные, но подписи перепутаны местами! Желаю всем успешного и приятного общения с журналистами.
|